Даже мелкое ДТП способно парализовать городское движение, хотя законодательство позволяет решить ряд вопросов без ГАИ. Правда, водители не спешат «разруливать» ситуацию самостоятельно, перекладывая вопросы с больной головы на здоровую.
На прошлой неделе в Гродно едва ли не все жители Октябрьского района опоздали на учебу, работу, важные встречи, назначенные на 8–9 часов утра. Череда аварий в районе Румлевского моста вызвала заторы не только на проспекте Клецкова, но и на других важных городских магистралях. У многих привычный путь на работу растянулся с 20 минут до часа…
Пока водители столкнувшихся машин дождались инспекторов, пока последние оформляли все, согласно нормам и правилам, «пострадавшими» оказались те, кто стоял в это время в огромной пробке.
И такие случаи не единичны. Зачастую они возникают от незнания и нежелания решать проблемы самостоятельно. Речь о так называемом европротоколе, который при определенных обстоятельствах позволяет водителям не вызывать ГАИ на ДТП.
Заполнить европротокол труда не составит, главное, чтобы было всего два участника ДТП, пострадало лишь «железо», у обоих водителей были действующие водительские удостоверения, страховки, они трезвы и оба согласны с тем, кто виновник столкновения… И, конечно, сумма ущерба не должна превышать 200 евро.
– В сутки происходит 10–20 ДТП, в которых водители могли бы обойтись без вызова ГАИ. Бывают дни, когда в городе одновременно случается несколько таких столкновений, поэтому ожидание наряда может затянуться и до часа, – рассказал Евгений Дудко, начальник отделения агитации и пропаганды областного управления ГАИ.
Ждут в это время и те, у кого авария оказалась на пути. Особенно напрягает ситуация, когда на какой-нибудь оживленной улице, перекрывая движение, стоят два автомобиля, на которых визуально и повреждений-то нет. Ну не успел кто-то до конца остановиться, подтолкнул впереди идущий автомобиль или неосторожно выехал со второстепенной дороги… Скорости в городе невысоки, поэтому серьезных повреждений машины чаще всего не получают. Кстати, если уж приехал на разборки инспектор, то виновный в любом случае будет наказан. Штраф – в лучшем случае, в худшем – может быть и лишение водительских прав.
– В нашей практике лишь около 20 процентов водителей прибегают к оформлению ДТП с помощью европротокола. Еще столько же оформляют его по совету инспекторов ГАИ и с их помощью. Возможно, многие боятся совершить ошибку или неверно оценить ущерб, ведь покрыть ущерб на большую сумму, чем 200 евро, страховая компания в настоящее время не вправе, – отмечает Михаил Будько, начальник отдела урегулирования убытков по транспорту филиала Белгосстраха по Гродненской области.
В моем дворе в один из праздничных дней столкнулись две легковушки. Ущерб минимальный: следы от удара остались лишь на бамперах. Произошло это в самом узком месте дворового проезда. Договориться водители сами не смогли, долго ждали инспектора, тот тоже намекнул на возможность разойтись с помощью европротокола, но понимания это предложение не нашло. Оформление затянулось, а немалому числу жителей дома пришлось либо отказаться от поездки, либо отправиться в путь на общественном транспорте, так как возможности выбраться из двора на своем авто не было. Позже поинтересовался у участников аварии, как, мол, все закончилось. Один сказал, что ему компенсировали что-то около 1,5 миллиона рублей и на ремонт их хватило, второй посетовал, что потратил время на визит в ГАИ и облегчил свой кошелек на пару сотен тысяч рублей штрафа. И, самое главное, на обоих до сих пор косо поглядывают соседи: испорченный праздник забыть не могут…
На прошлой неделе стало известно, что размер страховой выплаты при оформлении ДТП без вызова сотрудников ГАИ увеличивается с 200 до 400 евро. Это предусмотрено Указом №165 «О внесении изменений и дополнений в указы Президента Республики Беларусь по вопросам страховой деятельности», который Глава государства подписал 14 апреля.
Сегодня, как удалось узнать, средняя компенсация в случае ДТП составляет около 5,5 миллиона рублей. Получается, в указанную сумму, когда указ вступит в силу, сможет вложиться едва ли не большинство пострадавших в авариях. Глядишь, вопросы на дорогах начнут решать быстрее, проще и цивилизованнее. Ну совершенно не дело, когда двум взрослым и самостоятельным людям нужен третий, чтобы адекватно оценить ситуацию и показать, кто в очевидной ситуации прав, а кто нет. А то получается как в известной рекламе: у меня царапина на бампере, и пусть весь город подождет.
Значит, стоит продвигать такой вид оформления ДТП активнее. Экспресс-опрос знакомых и друзей показал, что многие из них либо не знают о существовании европротокола, либо совершенно не представляют, как его заполнять и как действовать в подобных случаях. А вот страховщики уверяют, что ничего мудреного при оформлении нет. В бланке европротокола, который выдается в страховой компании, все буквально расписано по пунктам.
https://grodnonews.by/