Мемориальный комплекс под открытым небом «Тоннель» создается на территории бывшего гетто в Новогрудке.
Гетто закрытого типа со статусом трудового лагеря было создано в августе 1942 года. В здании бывшего воеводского суда и в четырех других на улице Кореличской разместились мастерские. Барак, в котором жили узники, был обнесен двумя рядами колючей проволоки и деревянным забором. По углам стояли вышки с пулеметами, а сам лагерь охраняли полицейские.
В мае 1943 года после очередного расстрела узники начали рыть тоннель для побега. Начинался он в одной из комнат барака, рыли по два человека одновременно, сменяя друг друга через два часа. Работы длились четыре месяца. Протяженность тоннеля составила около двухсот метров.
26 сентября 1943 года узники решились на побег. Две трети бежавших добрались в лагерь еврейского партизанского отряда Бельского, остальные погибли. Сегодня в живых осталось пятеро из тех, кто строил тоннель.
– Мы нашли вход в тоннель, который можно увидеть в экспозиции Музея еврейского сопротивления, но не знали, где выход из него, – рассказала директор Новогрудского историко-краеведческого музея Тамара Вершицкая. – Нашли лишь в 2012 году, когда в Новогрудок приехали дети и внуки узников нацистского гетто, а также трое участников побега. Это позволило прочертить маршрут тоннеля, который пролегал через нынешний машинный двор сельскохозяйственного лицея, так что теперь люди смогут увидеть, прочувствовать масштабы работы, выполненной узниками.
Проект создания мемориального комплекса «Тоннель» на территории бывшего гетто начал воплощаться в жизнь осенью 2013 года Новогрудским историко-краеведческим музеем. При поддержке немецкого фонда «Память. Ответственность. Будущее» весной 2014 года был заложен Сад справедливости и милосердия. Все красные клены и плакучие березы прижились, и в недалеком будущем у них появятся имена. На памятных табличках будут написаны имена новогрудчан, которые помогали узникам гетто, спасали евреев во время войны.
Планируется установить символические ворота в сад со Звездой Давида и металлическое дерево, на листьях которого будут написаны имена спасенных и спасателей.
До недавнего времени на Новогрудчине были известны имена шести праведников мира, которые спасали евреев во время войны. Сейчас этой чести удостоена еще одна семья – Буинских. Получить звание праведника можно только в том случае, когда двое свидетелей подтвердят, что действительно человек прятал у себя дома евреев, помогал выбраться им из гетто. Помогали многие, но сегодня найти свидетелей нелегко: уже нет в живых ни спасателей, ни спасенных. Тем более, рискуя своей жизнью, люди делали добро втайне от соседей и знакомых.
В Музей истории и культуры евреев Беларуси пришло письмо из Барановичей, в котором утверждалось, что есть нотариально заверенное подтверждение того, что семью Гиненских во время войны спасли Буинские. Оставалось найти еще одно свидетельство.
Тамара Вершицкая вспомнила, что соавтор книги Джека Кагана, который был в гетто и описал те годы, включая и побег из тоннеля, его двоюродный брат Дов Коэн упоминал об этой семье. Тамара Григорьевна попросила сына Джека Кагана съездить к дяде и записать его рассказ. Таким образом было получено второе свидетельство. Недавно стало известно, что семья Буинских признана праведниками мира. Награда – почетный сертификат и именная медаль, на которой выгравирована надпись «В благодарность от еврейского народа. Кто спасет одну жизнь, спасет весь мир».
Во время археологических поисков тоннеля была найдена лопатка. Естественно, возникло предположение, что она могла использоваться для рытья тоннеля. Удивительным образом нашлось подтверждение того, как эта лопатка попала в гетто. Геннадий Коршун, узнавший лопатку, живет сейчас в Ужгороде. Во время войны он вместе с отцом возил уголь в гетто. Отец на машине проезжал на огороженную территорию, а подросток ждал его на улице.
Каждый раз в машине с углем находились две саперные лопатки. Но после разгрузки одна исчезала, и так повторялось несколько раз. Водитель всегда оставлял в машине бутерброд, который тоже исчезал. Он же передал в гетто и большой моток провода. Кстати, кусочек провода найден при раскопках, и его тоже признал один из тех, кто копал тоннель. Исроэл Колачек рассказал, что достаточно длинного провода не было, а в тоннеле узники проложили электричество, поэтому приходилось использовать куски, загибая крючок на конце провода, сцепливая их таким образом друг с другом. Один из таких кусочков с крючком и найден.
Реализация проекта предусматривает также реконструкцию нескольких метров тоннеля под землей. Вдоль всего пути будет устроен проход, на стенах которого разместится экспозиция, рассказывающая о строительстве тоннеля и побеге. Вход в коридор и выход будут закрывать ворота.
Завершит мемориал Стена памяти с именами 250 узников, бежавших через тоннель.
Проект Стены памяти разработал талантливый белорусский дизайнер из Минска Георгий Заборский. Эта стена символизирует границу между гетто и свободным миром. Выступающие из стены кирпичи с именами тех, кто погиб во время побега, как бы говорят, что они не смогли прорваться и навечно остались в гетто. А тех, кому удалось спастись, символизируют открытые проемы в стене. Они все одинаковые, но одновременно разные: через один виден кусочек неба,через другой – поле, через третий – крыша соседнего дома… Сегодня дети и внуки тех, кто выжил, приезжают в Новогрудок в Музей еврейского сопротивления.
Помощь в создании мемориала под открытым небом оказывают учащиеся Новогрудского сельскохозяйственного лицея.
– Ребята трудились охотно, приходили и по вечерам, и во время каникул, – рассказала директор Новогрудского сельскохозяйственного лицея Эльвира Сороко. – Принимали участие и в посадке Сада справедливости и милосердия.
Среди новогрудчан, которые не только прониклись идеей создания мемориала, но и оказывают большую помощь, директор предприятия «Леор-Пластик» Борис Кротин. И, конечно же, не обходится без помощи одного из узников нацистского гетто Джека Кагана, который живет в Лондоне.
Получайте первыми новости сайта "Твой Новогрудок. RU" на свой Email